В социальной структуре общества важное значение занимают группы людей, объединённые по национальному признаку. Национальность человека – это его принадлежность к определённой нации или народности. На Земле сейчас насчитывается более 2 тыс. наций, народностей, племён. Наций и народностей намного больше, чем государств. Поэтому среди государств немало таких, которые являются многонациональными.
В современном мире не изжиты национальные конфликты. На Ближнем Востоке, например, многие годы длятся вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде, Испании. Обострение национальных отношений произошло в Югославии, где до сих пор идёт вооружённая борьба между народами различных национальностей. Напряжённость в межнациональных отношениях в России – одна из характерных черт кризисно катастрофического состояния общества. Она вызывает наибольшее беспокойство не только в нашей стране, но и у мирового сообщества.
Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.
Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.
В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.
Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.
Но бывают и отжившие, недобрые традиции. Например, кровавая месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать национальные традиции и обычаи. Оно в состоянии самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно восхищения, а что – осуждения.
Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы нашей страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди Героев Советского Союза русские и украинцы, белорусы и татары, евреи и казахи, грузины и армяне, узбеки и мордва, чуваши и азербайджанцы, башкиры и осетины, марийцы и туркмены, таджики и латыши, киргизы и литовцы и представители других народов СССР.
Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным, приверженности традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.
И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.
Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.
Однако в конце 80-х – начале 90-х годов в некоторых районах страны произошло обострение межнациональных отношений, возникли нетерпимость, конфликты на межнациональной основе. Они выбивают людей из нормальной жизни, а в ряде случаев приводят к многочисленным жертвам. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия недопустимы. Они могут привести к всеобщей беде.
От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.
Именно поэтому государству необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности. Это – высший принцип гуманизма цивилизации.
Межнациональные отношения — особый вид социальных отношений, которые осуществляются между этносами (народами) в разных сферах общества.
Межнациональное взаимодействие осуществляется на двух уровнях:
— отношения между различными этническими группами в пределах одного государства;
— отношения между разными нациями-государствами.
В межнациональных отношениях этнические общности реализуют свои интересы.
Национальные интересы имеют двойственную природу: с одной стороны, необходимость сохранения самобытности, уникальной культуры, с другой стороны, обогащение и развитие культуры в ходе межэтнического взаимодействия, постижение общечеловеческих ценностей.
Одна из важных проблем в сфере межнациональных отношений — соблюдение прав этнических меньшинств. Этническое (национальное) меньшинство — это совокупность представителей этноса, которые проживают на территории какого-либо государства и являются его гражданами, но не принадлежат к коренной национальности, осознают себя национальной общиной и стремятся сохранить специфические черты своей культуры.
Для успешного развития межнациональных отношений необходимо соблюдение важных гуманистических принципов:
— отказ от насилия и принуждения;
— признание прав и свобод человека важнейшей ценностью независимо от его национальной принадлежности;
— готовность к мирному урегулированию противоречий, участие третьей стороны в достижении компромиссных решений;
— развитие экономического и культурного сотрудничества между этническими общностями.
Основные тенденции развития наций
В современном мире наблюдаются две противоречивые тенденции в развитии наций: межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.
Межнациональная дифференциация — разъединение различных наций и этносов, стремление наций к саморазвитию, политической и экономической самостоятельности, сохранению и развитию национальной культуры и национального самосознания. Проявления этой тенденции носят разный характер: с одной стороны, внимание к внутренним потребностям нации, раскрытие ее потенциала, с другой стороны, самоизоляция, различенные формы политического и культурного национализма, национальный экстремизм.
Межнациональная интеграция — процесс сближения и объединения народов, расширение связей между этносами, интернационализация общественной жизни, взаимовлияниии и взаимообогащение национальных культур.
Глобализация — процесс сближения наций и народов на основе экономического сотрудничества и политического сотрудничества, формирования международных организаций (транснациональные корпорации, политические союзы, международные культурные центры).
Межнациональные конфликты
Межнациональные отношения могут принимать форму мирного сотрудничества либо межэтнических конфликтов.
Межнациональный конфликт — это нарастание социального напряжения в отношениях между народами, защищающими свои национальные интересы, и обострение противоречий вплоть до вооруженных столкновений, открытых военных действий.
Основные причины возникновения межнациональных конфликтов:
— неравенство в уровне жизни и доступе к материальным и духовным благам;
— несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов;
— быстрое изменение в соотношении численности разных народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения;
— принадлежность к разным религиям и конфессиям;
— этноцентризм — уверенность в превосходстве одного этноса над другими;
— прошлые взаимоотношения народов и исторические национальные обиды;
— крайние формы национализма в официальной политике;
— предрассудки и стереотипы обыденного сознания;
— неприятие особенностей культуры и бытового поведения представителей иных этносов.
Национализм — идеологическое течение и социально-политическое движение, основанное на отстаивании многообразных интересов национальной общности в ее отношениях с другими этносами и государствами. Проявления национализма в жизни общества разнообразны и противоречивы, могут оказывать позитивное и негативное влияние на развитие социальных отношений. Однако традиционно в русском языке это понятие используется для обозначения крайних форм и радикальных течений национализма.
Различают несколько форм национализма.
1. Этноцентризм — уверенность в превосходстве одной этнической культуры над другими, предубеждение, недоверие и пренебрежение по отношению к стандартам другой культуры. Этноцентризм часто становится источником бытовых предрассудков и основой враждебности.
2. Ксенофобия — навязчивый необоснованный страх перед чужими взглядами, обычаями, культурными особенностями, восприятие их как опасного и враждебного явления.
3. Шовинизм — крайне агрессивная форма национализма, политическая и идеологическая система взглядов и действий, обосновыва¬ющая исключительность той или иной нации, противопос¬тавление ее интересов интересам других наций и народов.
Расовая дискриминация
Причиной межэтнического конфликта может стать расовая дискриминация.
Расовая дискриминация — систематическое ущемление прав этнической группы граждан по признаку ее национальности или расы, а также пропаганда расистских идей.
Расизм может проявляться в законодательстве, официальной государственной политике и бытовых формах дискриминации.
Крайние формы дискриминации и проявления государственного национализма — апартеид и геноцид. Апартеид — это официальная политика расовой сегрегации, лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Геноцид (от лат. genos — «род» и caedere — «убивать») — совокупность преднамеренных систематических действий, направленных на уничтожение какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы населения. Пример геноцида в истории —холокост (преследование и массовое уничтожение еврейского населения в Германии во время Второй мировой войны).
Способы мирного взаимодействия этносов
В этническом плане современное человеческое общество представляет собой сложную структуру, образованную множеством разнотипных национальных общностей. Почти все государства современного мира многонациональны. Этим обусловлена необходимость урегулирования этнополитических процессов, предотвращения национальных конфликтов.
Различают несколько способов мирного сосуществования и сотрудничества этнических общностей.
1. Этническое смешивание — стихийная интеграция представителей разных этнических групп в единую национальную общность, осуществляемая на протяжении многих поколений. Пример образования нации на основе этнического смешивания — современные народы Латинской Америки.
2. Ассимиляция — поглощение одного народа другим, растворение одной этнической общности в другой.
3. Гуманистический подход к сосуществованию разных этнических групп в пределах одного государственного образования предполагает соблюдение интересов, прав и свобод каждого народа. Этот вариант мирного межэтнического взаимодействия возможен в рамках многонационального государства, в котором реализуются принципы культурного плюрализма, предусмотрено создание культурно-национальных автономий, преодолен радикальный сепаратизм национальных меньшинств.
Россия — многонациональное государство
Россия относится к числу многонациональных государств: на ее территории проживает более 180 народов.
Самый многочисленный народ в России — русские: их численность составляет более 111 млн человек (около 78 % от всего населения). Второй по численности народ Российской Федерации — татары: их численность 5,3 млн человек (или 3,7 %) от общей численности населения). На третьем месте находятся украинцы: около 2 млн человек (что составляет приблизительно 1,4 % от всего населения).
Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.
Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции РФ и нормах международного права.
Основы национальной политики Российской Федерации
Многонациональный состав населения России диктует необходимость продуманной национальной политики, направленной на урегулирование межэтнических отношений: национальное строительство, борьбу с крайними проявлениями национализма, разрешение межэтнических конфликтов мирным путем, развитие культурной самобытности народов при сохранении целостности государства.
Национальная политика в Российской Федерации определяется Конституцией РФ, а также Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации в 1996 году.
В Конституции России закреплены следующие основы национальной политики:
• государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой принадлежности (глава 2, ст. 19);
• каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность; никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности (глава 2, ст. 26);
• каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (глава 2, ст. 26);
• не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие расовую или национальную ненависть и вражду; запрещается пропаганда расового, национального, языкового превосходства (глава 2, ст. 29);
• государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (гл. 3, ст. 69);
• государство регулирует и защищает права национальных меньшинств (гл. 3, ст. 71) .
Концепция государственной национальной политики, принятая в 1996 году, содержит следующие принципы:
• равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;
• запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
• сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;
• равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;
• гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;
• право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;
• содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;
• своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;
• запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;
• защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.
Россия как многонациональное государство
По данным переписи 2010 года, в составе населения России насчитывается более 180 национальностей. Самый многочисленный народ — русские, второй по численности этнос — татары, на третьем месте находятся украинцы.
Национальность | Численность | Доля в населении России |
---|---|---|
Русские | 111 016 896 | 77,71 % |
Татары | 5 310 649 | 3,72 % |
Украинцы | 1 927 988 | 1,35 % |
Башкиры | 1 584 554 | 1,11 % |
Чуваши | 1 435 872 | 1,01 % |
Чеченцы | 1 431 360 | 1,00 % |
Армяне | 1 182 388 | 0,83 % |
Аварцы | 912 090 | 0,64 % |
Мордва | 744 237 | 0,52 % |
Другие народы | 11 681 073 | 12,11 % |
Изменения в национальном составе населения России (1989 — 2010 годы)
На изменение численности народов, составляющих население Российской Федерации, воздействует несколько факторов: характер естественного воспроизводства, динамика этнического самосознания, миграция.
В первое десятилетие 21 века группа крупнейших национальностей России осталась неизменной: к 2010 году в нее по-прежнему входили русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы, армяне, аварцы, мордва. Однако численность и процентное соотношение этих народов в национальном составе населения России изменились. Численность русских, татар, украинцев, башкир, чувашей, мордвы сократилась. Наиболее заметно уменьшилось число украинцев, проживающих на территории России: по сравнению с 2002 годом их стало меньше на 1 млн человек. В то же время увеличилась численность чеченцев, армян и аварцев.
Национальность | 1989 | 2002 | 2010 |
---|---|---|---|
Все население | 147 020 000 | 145 170 000 | 142 860 000 |
Указавшие национальную принадлежность | 147 000 000 (100 %) | 143,71 (100 %) | 137,23 (100 %) |
из них: | |||
Русские | 119 870 000 (81,53 %) | 115 890 000 (80,64 %) | 111 020 000 (80,9 %) |
Татары | 5 520 000 (3,76 %) | 5 550 000 (3,87 %) | 5 310 000 (3,87 %) |
Украинцы | 4 360 000 (2,97 %) | 2 940 000 (2,05 %) | 1 930 000 (1,41 %) |
Башкиры | 1 350 000 (0,92 %) | 1 670 000 (1,16 %) | 1 580 000 (1,15 %) |
Чуваши | 1 770 000 (1,21 %) | 1 630 000 (1,14 %) | 1 440 000 (1,05 %) |
Чеченцы | 900 000 (0,61 %) | 1 360 000 (0,95 %) | 1 430 000 (1,04 %) |
Армяне | 530 000 (0,36 %) | 1 130 000 (0,79 %) | 1 180 000 (0,86 %) |
Аварцы | 540 000 (0,37 %) | 810 000 (0,57 %) | 910 000 (0,66 %) |
Мордва | 1 070 000 (0,73 %) | 1 840 000 (0,59 %) | 740 000 (0,54 %) |
Казахи | 640 000 (0,43 %) | 650 000 (0,46 %) | 650 000 (0,47 %) |
Азербайджанцы | 340 000 (0,23 %) | 620 000 (0,43 %) | 600 000 (0,44 %) |
Даргинцы | 350 000 (0,24 %) | 510 000 (0,35 %) | 590 000 (0,43 %) |
Удмурты | 710 000 (0,49 %) | 640 000 (0,44 %) | 550 000 (0,4 %) |
Марийцы | 640 000 (0,44 %) | 600 000 (0,42 %) | 550 000 (0,4 %) |
Осетины | 400 000 (0,27 %) | 510 000 (0,23 %) | 530 000 (0,39 %) |
Белорусы | 1 210 000 (0,82 %) | 810 000 (0,56 %) | 520 000 (0,38 %) |
Кабардинцы | 390 000 (0,26 %) | 520 000 (0,36 %) | 520 000 (0,38 %) |
Кумыки | 280 000 (0,19 %) | 420 000 (0,29 %) | 500 000 (0,37 %) |
Якуты | 380 000 (0,26 %) | 440 000 (0,31 %) | 480 000 (0,35 %) |
Лезгины | 260 000 (0,18 %) | 410 000 (0,29 %) | 470 000 (0,35 %) |
Буряты | 420 000 (0,28 %) | 450 000 (0,31 %) | 460 000 (0,34 %) |
Ингуши | 220 000 (0,15 %) | 410 000 (0,29 %) | 440 000 (0,32 %) |