Замена приборов учёта электроэнергии

02 Сен 2025 - 11:09

Замена и эксплуатация индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике и регулируется «Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)»,  утвержденными Постановление Правительства РФ от 19 июня 2020 г. N 890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учёта электрической энергии (мощности)».

Основания для замены прибора учёта электрической энергии

Предусмотрены следующие основания для замены приборов учёта:

 При выходе из строя приборов учёта  (например, в ситуациях, когда работа прибора учёта даёт сбой, не  отображает результаты измерений, имеет механические повреждения);

  1. при истечении срока эксплуатации приборов учёта (срок эксплуатации изготовитель указывает в тех.паспорте);
  2. при истечении интервала между поверками приборов учёта. (это процедура, которая подтверждает пригодность прибора учёта  к дальнейшей эксплуатации):

Если счётчик прошёл поверку, данные об успешной диагностике вносят в единую цифровую базу «Аршин». При необходимости пользователю вручают свидетельство на бумажном носителе
Если прибор учёта не прошёл поверку, то его необходимо отремонтировать или заменить на новый прибор с последующим вводом в эксплуатацию (что подтверждается актом ввода прибора учёта в эксплуатацию) механические повреждения, превышает допустимую погрешность показаний).

Потребитель может подать заявку в ресурсоснабжающую организацию следующими способами:

  1. Обратиться лично в ресурсоснабжающую организацию;
    2. направить почтовым отправлением;
    3. оформить на сайте компании.

Также жильцы многоквартирных домов могут оставить заявку через управляющую организацию, которая обязана передать ее в ресурсоснабжающую организацию.

Замена индивидуальных, общих приборов учёта электрической энергии в многоквартирном доме должна быть  осуществлена не позднее 6 месяцев с даты получения обращения потребителя.

Плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю до ввода прибора в эксплуатацию определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления элекетрической энергии потребителем за предшествующие 6 месяцев.

Работа по замене приборов учёта включает следующие этапы:

  1. Подготовительные работы:
  2. a) обесточивание сетей;
  3. b) проверка комплектации (подтверждение заявленных характеристик; выявление несоответствия между документами и фактической комплектацией);
  4. Монтаж
  5. Завершающие работы:
  6. a) проверка (после процедуры замены электросчетчика представитель ресурсоснабжающей организации проверяет, работает ли прибор, вращается ли диск и горит ли цветовая лампочка индикатор);
  7. b) опломбирование.

с)  составляется акт ввода прибора в эксплуатацию. Акт составляется в двух экземплярах. Один экземпляр которого остается у него, второй забирает сотрудник ресурсоснабжающей  организации

С  1 января 2022 года вступил в силу закон, согласно которому все допускаемые в эксплуатацию приборы учёта должны быть интеллектуальными.

Интеллектуальная система учёта электроэнергии (ИСУ) в энергетике — совокупность функционально объединённых компонентов и устройств, предназначенная для удалённого сбора, обработки, передачи показаний приборов учёта электрической энергии осуществляется через ИСУ.

ИСУ позволяет измерять, записывать, передавать и анализировать данные о потреблении электроэнергии в режиме реального времени с помощью современных технологий связи и информационных систем.

Интеллектуальный (умный) прибор учета — это высокотехнологичное устройство предназначно для автоматического измерения и передачи данных о потреблении различных ресурсов.

  • Представитель ресурсоснабжающей организации соединяет прибор учёта с ИСУ;
  • после подключения к ИСУ потребителю предоставляется доступ в личный кабинет и обязанность передавать показания прекращается, передача происходит автоматически.
  • В случае нарушения сроков замены приборов учёта, с 01.01.2025 стоимость коммунальной услуги по электроснабжению, предоставляемой потребителю снижается:
  • — на 7 % от стоимости услуги по электроснабжению.

Стоимость снижается за каждый месяц, начиная с месяца получения получения претензии от потребителя до ввода сетевой организацией  прибора учёта в эксплуатацию. Начиная с 4-го месяца с месяца получения претензии от потребителя о неисполнении соответствующих обязанностей сетевой организацией  величина снижения стоимости коммунальных услуг по электроснабжению увеличивается в 2 раза.

Что делать потребителю, если он получил отказ в перерасчёте?

  1. Если прибор сломался не по вине собственника жилого помещения, а управляющей организацией нарушены сроки замены приборов учёта электрической энергии необходимо обратиться в управляющую организацию с претензией.
  2. Если управляющая организация отказывается произвести перерасчёт, то потребитель вправе требовать перерасчёт в судебном порядке.

За консультациями по защите прав потребителей, составлением претензий и (или) исковых заявлений в суд можно обращаться в консультационный пункт для потребителей г. Серов, ул. Фрунзе, 8 (34385) 6-50-70