Цифровые финансовые услуги и каналы взаимодействия

09 Мар 2022 - 15:26

Использование цифровых технологий и интернета позволило финансовым организациям ускорить и упростить доступ к своим услугам. Сегодня потребитель может воспользоваться основными финансовыми услугами –от платежных до получения потребительского кредита – без посещения офиса. Это можно сделать удобным для себя способом: в банкомате, платежном терминале, на сайте или отправить СМС . Расчеты и платежи по таким услугам могут происходить с помощью не только наличных или безналичных денег, но и особых цифровых средств, например электронных денег.

Однако для потребителя финансовых услуг, развитие цифровых технологий создает  не только новые удобства и возможности, но и новые риски , которые нужно учитывать.

Банкоматы- стационарные устройства самообслуживания предназначенные в первую очередь для обмена безналичных денег на наличные и обратно.

Особенности и риски использования

— за совершения операций в банкоматах» чужих» банков могут взиматься комиссии, иногда довольно ощутимые.

— данные банковской карты могут быть украдены с помощью специально  установленного злоумышленниками на  банкомат считывающего устройства.

— банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру.

Банковские платежные терминалы – стационарные устройства обслуживания  для платежей.

Особенности и риски использования

терминалы , как правило , не позволяют  снимать( а иногда и вносить) средства по банковской карте.

-данные банковской карты могут быть украдены с помощью специально  установленного злоумышленниками на   терминал считывающего устройства.

— терминал может как и банкомат может «зажевать» банковскую карту, отказаться принять помятую, поврежденную или грязную купюру.

Мобильный банк-  доступная держателю банковской карты  услуга по получению уведомлений от банка и управление банковской картой с помощью СМС. Для работы с мобильным банком подходит любой мобильный телефон, даже кнопочный, и не требуется интернет( команды передаются по сотовой связи).

Особенности и риски использования

конкретные возможности, условия предоставления и стоимость СМС –команд зависит от банка выпустившего карту и сотового оператора.

— злоумышленник , завладевший мобильным телефоном, не защищенный паролем, может вывести деньги с банковской карты.

Интернет банк – это инструмент управления банковским счетом через интернет, то есть при помощи электронного личного кабинета. Доступ в личный кабинет осуществляется с официального сайта банка или из мобильного приложения. Для подключение этой услуги нужно получить в банке логин и пароль для входа в электронный личный кабинет.

Особенности и риски использования

— для пользования интернет банком нужен смартфон или компьютер с подключением к интернету. Именно поэтому не рекомендуется пользоваться интернет банком  через открытые общедоступные сети wi-fi.

— злоумышленники завладевшие логином и паролем для входа в интернет – банк, получат доступ ко всем счетам потребителя.

Электронные деньги – цифровые средства платежа. Электронные деньги можно начать использовать открыв электронный кошелек – своеобразный анализ банковского счета. Предоставить клиентам электронные кошельки в России имеют право только банки и другие кредитные организации. Получившие лицензию на осуществление  переводов денежных средств без открытия банковских  счетов и включение в Перечень операторов электронных денежных средств. Пополнять пенсионный кошелек можно с переводом средств с банковской карты с помощью банкомата, интернет банка, счета мобильного телефона или наличными через платежный терминал.

Особенности и риски использования

Электронные деньги не могут размещаться во вклады-чем  меньше информации о себе  клиент передает организации, предоставляющей  ему электронный кошелек, тем больше ограничений по максимальному остатку и сумме переводов и платежей

— электронные деньги не застрахованы государством, то есть не будут возмещены владельцу в  случае  банкротства( отзыва лицензии0 выпустивших их организации

— обналичить электронные деньги часто бывает непросто ( а иногда это требует уплаты комиссии).

Возможность быстрого воспользоваться финансовой услугой не всегда сопровождается предоставлению потребителю полной и достоверной информации . Это может быть уловкой поставщика услуги, так и результатом  технических ограничений.

 Советы

убедитесь, что поняли все основные условия предоставления услуги до того, как нажали виртуальную кнопку, ввели код или выполнили любое другое действие которое поставщик услуг может расценить выражение вашего согласия с условиями сделки

— потратьте время на поиск и критическое изучение отзывов и информации о поставщике услуг, особенно если услуга сложная и связана с крупными финансовыми обязательствами.

Позаботиться о сохранности своей секретной информации, логинов и паролей на своих устройствах- это сфера ответственности потребителя.

 Советы

используйте и регулярно обновляйте сложные пароли в приложениях, личных кабинетах и на самих устройствах.

— не сообщайте пароли никому ни при каких обстоятельствах.

— если вы подозреваете, что пароль стал кому то известен, — немедленно  смените его, заблокируйте банковские карты и доступ к интернет банку.

— не пересылайте посторонним данные своих банковских карт.

Специалист консультационного пункта

для потребителей Серовского филиала

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»                                                                                  Т.А.Чучкалова