Рекомендации по приобретению кулинарной продукции
К кулинарной продукции относят: кулинарные полуфабрикаты, кулинарные изделия, блюда.
Рынок предлагает сегодня широкий ассортимент кулинарной продукции и закон предоставляет потребителю право выбора. Но, не смотря на громадный выбор и разнообразие, всегда есть определенный риск купить недоброкачественный продукт. Как же обеспечить себе полноценное и безопасное питание? Первым делом нужно ответить на вопрос: где покупать?
Не следует покупать продукты в неустановленных местах: у частных лиц на улице или через интернет – контроля за качеством и безопасностью там нет никакого, такие «продавцы» ответственности по Закону РФ «О защите прав потребителей» не несут, так как предпринимателями, как правило, не являются. Условий для хранения и производства кулинарной продукции у них нет, а так же и нет документов, подтверждающих ее безопасность.
Кулинарная продукция должна реализоваться в соответствии с ГОСТ 30390-2013 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия»: в зале предприятия общественного питания с потреблением на месте; на вынос по заказам потребителей; через магазины (отделы) кулинарии и столы заказов по месту изготовления; в других предприятиях общественного питания, при оказании кейтеринга в виде выездного обслуживания, физическим лицам на рабочие места, места обучения, на дом); через розничную торговую сеть.
Полуфабрикаты, готовые блюда и другие изделия, вырабатываемые организациями для реализации через торговую сеть, изготавливаются по технологическим инструкциям, нормативной и технической документации. Продукция, реализуемая вне организации через торговую сеть, должна быть задекларирована.
Разумное потребительское поведение позволит избежать риска покупки недоброкачественного товара. На что же следует обратить внимание при покупке кулинарной продукции?
При реализации кулинарной продукции должны быть созданы условия для раздельного хранения и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции в соответствии с температурным режимом. Продавец не должен брать неупакованный и нефасованный товар незащищёнными руками, взвешивать продукты на весах без упаковки или оберточной бумаги. Передавать Вам товар продавец также должен в упаковке. Целостность упаковки не должна быть нарушена.
Для обслуживания кейтеринговых мероприятий используют закрывающиеся контейнеры, боксы, термоконтейнеры, сумки-холодильники, снабженные маркировочным ярлыком. Ярлыки сохраняются до конца обслуживания мероприятия.
При реализации кулинарной продукции в магазинах (отделах) кулинарии и через столы заказов весовым способом в потребительской таре продукцию не маркируют, но информацию о продукции на единице упаковки или информационном листе в торговом зале предприятия в непосредственной близости от реализуемой продукции.
При реализации кулинарной продукции исполнитель услуг обязан предоставить потребителям следующую информацию: фирменное наименование (наименование) предлагаемой продукции с указанием способов приготовления и входящих в ее состав основных рецептурных компонентов; сведения о массе (объеме порции); сведения о пищевой ценности; обозначение нормативных или технических документов, в соответствии с которыми изготовлена продукция; дата и час изготовления, срок годности, условия хранения (для продукции, которая не изготавливается по индивидуальному заказу); рекомендации по изготовлению (при необходимости).
Информацию о реализуемой продукции общественного питания в обязательном порядке доводят до потребителей различными способами в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, действующими на территории государства, принявшего стандарт, в . т. ч. размещением в меню, на ценниках, этикетках, информационных листках, на доске потребителя или иным способом, выбранным исполнителем услуг по собственному усмотрению.
Если продукция вызывает сомнение, вы можете потребовать у продавца предъявить документ, удостоверяющий его качество и безопасность. Если продавец не соглашается с Вашими требованиями, необходимо обратиться к руководителю магазина. Товар ненадлежащего качества у потребителя обязаны принять и в случае необходимости, провести проверку его качества.
Несмотря на то, что отсутствие документа, подтверждающего факт покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя, получая продукты из рук продавца, не забудьте взять чек, так как он является основным доказательством при предъявлении претензий, в случае приобретения недоброкачественного продукта.
Покупателю необходимо знать, что в соответствии со ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель имеет право в случае продажи товара ненадлежащего качества потребовать замены продовольственного товара на качественный, замены на другой товар с соответствующим перерасчётом покупной цены или отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.
Потребитель может написать заявление в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области и указать, где приобретен товар (адрес предприятия, производителя, дату выработки и другие сведения о продавце и товаре), а также свои координаты. Письменные обращения можно направлять по адресу: г. Серов, ул. Фрунзе, 5.
Помощник врача по гигиене питания
Серовского отдела ФБУЗ «Центр гигиены
и эпидемиологии в Свердловской области» И. Г. Смирнова