В последнее время поступает много обращений граждан по перенесению абонентского номера.
Общие разъяснения :
Процедура перенесения абонентского номера урегулирована Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 № 1342.
Правилами введены новые понятия:
Оператор-донор – оператор подвижной связи, из сети связи которого осуществляется перенесение абонентского номера (далее – прежний оператор).
Оператор-реципиент – оператор подвижной связи, в сеть связи которого осуществляется перенесение абонентского номера (далее – новый оператор).
Перенесение абонентского номера – совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер, сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных Правилами.
Порядок перенесения абонентского номера:
1. Плата за перенесение абонентского номера.
Размер платы абонента за использование сохраненного абонентского номера при заключении нового договора устанавливается новым оператором и не может превышать 100 рублей.
При подаче абонентом заявления об отказе от перенесения абонентского номера или непогашением задолженности перед старым оператором плата за использование сохраненного абонентского номера, внесенная новому оператору, не возвращается.
2. Погашение задолженности по старому договору.
В случае если абонент собирается воспользоваться правом перехода от одного оператора к другому, он обязан погасить задолженность за оказанные услуги по старому договору в отношении переносимого абонентского номера согласно счету, выставленному прежним оператором.
Сведения, которые в обязательном порядке должны содержаться в счете, установлены пп. 41, 118 Правил (реквизиты оператора связи; сведения об абоненте; расчетный период, за который выставляется счет; номер лицевого счета; данные о суммарной продолжительности соединений за расчетный период (при повременном учете), виды оказанных услуг с указанием их объема по каждому абонентскому номеру; сумма, предъявляемая к оплате по каждому виду услуг и каждому абонентскому номеру; сумма остатка на лицевом счете (при авансовой системе оплаты); дата выставления счета; срок оплаты (при отложенном платеже)).
Срок погашения задолженности перед прежним оператором связи.
Рассмотрим две ситуации:
1. В случае если до заключения договора с новым оператором связи у абонента была задолженность по абонентскому номеру, то потребитель должен ее погасить не позднее 24 часов 00 минут 4-го дня со дня заключения нового договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера. Погашение этой задолженности является обязательным условием для перенесения абонентского номера.
2. С момента заключения нового договора оператор-донор (то есть прежний оператор) фактически продолжает предоставлять абоненту услуги связи до того момента, когда услуги начинает предоставлять новый оператор.
В случае если в этот период у абонента образовалась задолженность, то потребитель должен ее погасить в 10-дневный срок после получения от нового оператора связи информацию о ее наличии.
Если задолженность за услуги связи не будет своевременно оплачена абонентом, то новый оператор связи вправе приостановить предоставление оказания услуг подвижной связи до момента полной оплаты задолженности.
3. Направление абонентом заявления на перенесение номера.
Расторжение договора с прежним оператором и перенесение номера осуществляется на основании письменного заявления.
Заявление может быть направлено:
— новому оператору;
— уполномоченному третьему лицу (такими лицами чаще всего выступают салоны сотовой связи).
Потребитель должен представить оператору связи документ, удостоверяющий личность.
В заявлении о перенесении абонентского номера указываются сведения:
а) о переносимом абонентском номере;
б) об абоненте:
— фамилия, имя, отчество (при отсутствии у абонента отчества соответствующая строка в заявлении остается пустой),
— место жительства (адрес регистрации: область, район, город, улица, дом, корпус, квартира),
— реквизиты документа, удостоверяющего личность (наименование документа, серия, номер, кем выдан, дата выдачи). В номере и серии документа, удостоверяющего личность, пробелы в строках между значащими символами не ставятся.
в) о дате подачи абонентом заявления о перенесении абонентского номера;
г) о сроке начала оказания услуг новым оператором;
д) о решении абонента об одностороннем отказе от исполнения и о расторжении договора с прежним оператором;
е) о согласии абонента погасить задолженность за услуги, оказанные по договору с прежним оператором в отношении переносимого абонентского номера;
ж) о согласии абонента перейти на авансовую систему оплаты услуг подвижной связи, предусмотренную пунктом 137 Правил;
з) о согласии абонента на приостановление услуг связи оператором-реципиентом в соответствии с пунктом 124 Правил в случае непогашения задолженности оператору-донору;
и) о согласии абонента на обработку персональных данных.
4. Дата начала оказания услуг новым оператором связи.
В заявлении абонент вправе определить дату и время (час), когда новый оператор должен начать оказание услуг подвижной связи с использованием перенесенного абонентского номера. Оператор должен начать оказывать услуги в течение 1 часа со времени, указанного в заявлении.
Дата начала оказания услуг новым оператором не может быть ранее 8-го дня и позднее 6 месяцев со дня заключения договора с новым оператором.
Если такая дата не была указана в заявлении, началом оказания услуг новым оператором является определенный по усмотрению оператора на 8-й день со дня заключения договора. Оператор должен начать оказание услуг в течение 1 часа с указанного времени.
5. Действия нового оператора по перенесению абонентского номера.
В силу заключенного договора с абонентом новый оператор должен совершить следующие действия для перенесения абонентского номера:
1) абонент обязательно дает согласие на обработку персональных данных абонента при перенесении абонентского номера, в том числе третьими лицами, а также согласие на то, что новым оператором будет приостановлено оказание услуг в случае непогашения абонентом задолженности по старому договору.
2) между новым оператором и абонентом заключается письменный договор, составленный по форме и содержащий условия, предусмотренные разделом II Правил.
3) при подаче заявления абонент должен внести плату в размере, установленном новым оператором за использование сохраненного абонентского номера.
В случае если абонентом не внесена плата за использование сохраненного абонентского номера, договор, считается незаключенным и перенесение абонентского номера не осуществляется.
4) абонент должен быть проинформирован о перенесении абонентского номера в порядке, предусмотренном новым договором. Если порядок информирования абонента в договоре не определен, то информирование осуществляется путем направления абоненту короткого текстового сообщения с 9 часов 00 минут до 18 часов 00 минут.
5) с целью окончания процедуры перенесения абонентского номера новый оператор на следующий день после заключения договора с абонентом, направляет прежнему оператору копию заявления абонента, а также сведения о наличии договора об оказании услуг.
Обмен сообщениями и документами между прежним и новым операторами связи осуществляется через базу данных перенесенных абонентских номеров в соответствии с установленным порядком организационно-технического взаимодействия между операторами связи.
Требования к порядку организационно-технического взаимодействия операторов подвижной радиотелефонной связи при обеспечении перенесения абонентского номера утверждены Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ 19.01.2016г. № 3.
Перенесение абонентского номера осуществляется при соблюдении следующих условий:
— заключение договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, между абонентом и новым оператором;
— отсутствие у абонента задолженности за оказанные услуги подвижной связи перед прежним оператором оператором-донором, образовавшейся по состоянию на 24 часа 00 минут дня, следующего за днем заключения договора;
— получение новым оператором сведений о наличии договора, предусматривающего использование перенесенного абонентского номера, заключенного между прежним оператором и абонентом;
— получение новым оператором сведений о подтверждении принадлежности абонентского номера ресурсу нумерации, закрепленному за территорией субъекта Российской Федерации, включающего в себя переносимый абонентский номер;
— получение новым оператором информации от прежнего оператора о том, что оказание услуг подвижной связи не приостановлено абоненту в связи с утратой SIM-карты, по решению суда или в связи с непогашением задолженности за услуги в отношении переносимого абонентского номера, оказанные по договору с прежним оператором.
6) в случае если абонентский номер не был перенесен в установленный срок, новый оператор обязан незамедлительно уведомить абонента о причинах нарушения сроков и новой дате начала оказания услуг.
7) новый оператор не позднее 3-х дней до даты начала оказания услуг обязан уведомить абонента о предстоящем перенесении абонентского номера.
8) потребитель не позднее чем за 2 дня до даты начала оказания услуг новым оператором, вправе отказаться от перенесения абонентского номера путем подачи соответствующего заявления новому оператору либо уполномоченному третьему лицу.
Направление претензий, связанных с перенесением абонентского номера:
1. Предъявление претензии исполнителю услуг связи. Претензии, связанные с перенесением абонентского номера, направляются новому оператору. В случае если перенесение абонентского номера осуществлено без заявления о перенесении абонентского номера, претензии направляются прежнему оператору.
Претензия может быть подана в письменном виде либо электронном – через обращение на сайте оператора связи, через личный кабинет. В этом случае необходимо сохранить доказательства подачи претензии (скриншоты).
Претензии по вопросам, связанным с ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договора, предъявляются оператору связи в течение 6 месяцев с даты оказания услуги подвижной связи.
Потребитель должен приложить к претензии:
— копию договора об оказании услуг мобильной связи;
— документы, содержащие сведения о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору (например, детализация состоявшихся соединений).
В случае предъявления потребителем в претензии требования о возмещении ущерба, полученного в результате оказания услуг связи ненадлежащего качества, к претензии должны быть приложены доказательства, подтверждающие факт и размер причиненного ущерба.
Срок регистрации претензии оператором связи — не позднее рабочего дня, следующего за днем ее поступления. Регистрация осуществляется как при подаче письменной, так и электронной претензии, путем направления информационного сообщения потребителю.
Срок рассмотрения претензии и информирования о результатах ее рассмотрения: 30 дней со дня регистрации.
Порядок направления ответа — в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, если такая форма указана в претензии.
При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки пользователь услугами связи имеет право предъявить иск в суд.
2. Обращение в суд с исковым заявлением.
Потребитель вправе подать исковое заявление по своему выбору – по месту жительства, по месту нахождения оператора связи либо по месту заключения договора. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины (до 1 млн. рублей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Получить профессиональную помощь в поиске разрешения проблемной ситуации на основании законодательства РФ о защите прав потребителей. Вы можете в консультационном пункте для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» в Свердловской области в г. Серов, Серовском , Гаринском , Новолялинском и Верхотурском районах по адресу: 629992, Свердловская область, город Серов, улица Фрунзе, дом 5, кабинет 25. Телефон : 6-50-70