Результаты наблюдений последних лет показывают, что около 25-30 % детей, поступающих в первый класс, уже имеют те или отклонения в состоянии здоровья, более 80 % выпускников школ морфологически нельзя назвать здоровыми.
При обучении детей в школе максимальную нагрузку испытывают в первую очередь эндокринная система, органы зрения и опорно-двигательный аппарат.
Ведущее ранговое место в структуре отклонений, выявляемых у учащихся при профилактических осмотрах, занимают нарушения эндокринной системы, так, по Серовскому городскому округу в среднем каждый четвертый ученик в 2016 году имел нарушение со стороны эндокринной системы (в предыдущие годы — каждый пятый), более 4,1 % от числа осмотренных детей имеют такую патологию, как ожирение. Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья занимают нарушения зрения, в первую очередь миопия: по результатам профилактических осмотров пониженное зрение отмечается у 2,5 % школьников, при этом, при поступлении детей в школу данной патология отмечается у 1,1 % школьников и более 3,0 % при окончании школы. Также основное место занимают нарушения опорно-двигательного аппарата: более 1,8 % от числа осмотренных детей имеют такую патологию, как сколиоз.
Данные мониторинга свидетельствуют о неблагоприятных тенденциях в состоянии здоровья школьников, отмечается увеличение численности школьников с третьей группой здоровья, так, если в 2010 году удельный вес детей с третьей группой здоровья составлял 18,9 % , то в 2016 году 20,6 % детей и подростков имели хроническое заболевание.
За последние 6 лет наблюдается рост числа заболеваний, таких как болезни глаза и его придаточного аппарата, в частности, миопия в 1,2 раза;
— психические расстройства и расстройства поведения в 1,4 раза;
— болезни уха и сосцевидного отростка в 1,2 раза;
— болезни костно-мышечной системы в 1,1 раза, в частности кифоза, лордоза и сколиоза 1,1 раза.
Отмечаются и положительные тенденции в состоянии здоровья детей: снижается число случаев с хронической патологией мочеполовой системы в 1,6 раза, с хронической патологией органов дыхания в 1,4 раза.
Ведущим фактором, влияющим на здоровье учащихся, является благоприятный световой режим. В образовательных организациях для детей освещение должно отвечать требованиям санитарных норм. Фактически ситуация с искусственным освещением в городских общеобразовательных организациях оставляла желать лучшего, количество неудовлетворительных лабораторных замеров за период 2012 -2016 гг. составило от 10,6 % до 29,9 %
В 2016 году было подвержено неблагоприятному воздействию фактора искусственной освещенности 17,6 % от общего числа обучающихся, а с 2012 года по 2015 год: от 8,7% до 11,5 % школьников обучались при несоответствующем уровне искусственной освещенности.
Летунова А.В. — специалист – эксперт Серовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области