«Будешь правильно питаться, будешь ты здоровым!»
Система школьного питания в России скоро изменится. Эти изменения назрели из-за проблем в системе организации питания: проблемы с качеством, с ценами, с доступностью школьного питания.
Специалисты Института питания Российской академии медицинских наук бьют тревогу: школьники выпивают молока меньше нормы на 20%, недоедают творога на 40% и рыбы на 50%, но при этом на 35% выше нормы употребляют макаронных изделий, сахара на 15% и кондитерских изделий на 35%. Вывод: углеводов избыток, белка не хватает.
Потребность в белке – эволюционно сложившаяся доминанта в питании человека, обусловленная необходимостью обеспечивать оптимальный физиологический уровень поступления незаменимых аминокислот. Качество белка (полноценность) определяется наличием в нем полного набора незаменимых аминокислот в определенном отношении, как между собой, так и с заменимыми аминокислотами.
Полноценным белком является белок животного происхождения, так как он содержит полный набор незаменимых аминокислот в количестве, достаточном для биосинтеза белка в организме человека. Белки животного происхождения усваиваются на 93-96%. Источниками являются продукты животного происхождения: молоко, молочные продукты, яйца, мясо, мясопродукты, рыба, морепродукты. Для детей рекомендуемая доля белков животного происхождения в суточном рационе – 60%.
В белках растительного происхождения (злаковые, овощи, фрукты) имеется дефицит незаменимых аминокислот и усваивается организмом лишь на 62-80%. А белок грибов и вовсе усваивается на уровне 20-40%.
Как и жир, и углеводы, белок является макроэлементом, в котором организм нуждается в больших количествах. Но, в отличие от жиров и углеводов, организм не накапливает белок и не имеет его резервов, поэтому он должен поступать с пищей ежедневно. В периоды роста и развития организма потребность в белке на единицу массы тела выше, чем у взрослого человека.
Физиологическая потребность в белке детей до 1 года: 2,2-2,9 г/кг массы тела, детей старше 1 года: 36-87 г/сут.
Дети традиционно любят макароны с сосисками, пюре с котлетой, остальные блюда чаще всего остаются недоеденными. Особенно дети не любят рыбу и печень, хотя они являются источниками полноценного белка. Как быть? Одна из многих задач в организации школьного питания звучит так: «обеспечить баланс между здоровым и вкусным питанием».
C 1999 года у нас в стране введена программа «Разговор о здоровье и правильном питании», разработанная Институтом возрастной физиологии Российской Академии Образования. Суть этой программы состоит в том, чтобы НАУЧИТЬ наших детей правильно питаться. «Нет вредных продуктов, есть вредный рацион» — таков принцип этой программы. Но ничего не стоит та теория, которая не подкреплена практикой. К такому вопросу в школах республики Татарстан подошли интересным образом, они регулярно организовывают мастер-классы на которых дети знакомятся с полезными свойствами продуктов и изготавливают из них простые, здоровые и вкусные блюда. Так же для внедрения в меню тех или иных блюд, к примеру, блюд из рыбы, проводятся дегустации, во время которых анализируются вкусовые предпочтения учащихся.
Повышение качества питания детей – один из приоритетов государственной политики, поэтому важно с детства детям прививать правильные пищевые привычки.
Зуева В.И. врач по общей гигиене Серовского филиала «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»