Под устойчивостью функционирования объекта в чрезвычайных ситуациях понимается способность объекта выполнять свои функции и планы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, применения противником современных средств поражения, террористических актов и восстанавливать нарушенное производство в минимально короткие сроки.
Каждый объект экономики в зависимости от характеристики технологических процессов, вида и объемов выпускаемой продукции, месторасположения и других особенностей имеет свои производственные особенности. Однако практически в состав каждого объекта входят:
— комплекс административных и производственных зданий и сооружений;
— сооружения топливно-энергетического хозяйства;
— коммунально-энергетические и технологические системы;
— сети связи;
— отдельно стоящие технологические установки;
— складское хозяйство.
При возникновении ЧС возможен выход из строя одного или нескольких элементов объекта, что, в свою очередь, оказывает влияние на всю деятельность организации.
Наиболее опасными поражающими факторами для объекта является ударная волна, образующаяся при взрывах газо-, паровоздушной смесей, ядерном взрыве или взрывах обычных взрывчатых веществ (ВВ), световое излучение, образующееся при взрывах, а также тепловое воздействие при пожарах.
Устойчивость функционирования объекта зависит от следующих основных факторов:
— проведения мероприятий по предотвращению (предупреждению) ЧС;
— рационального размещения зданий, сооружений, коммунально-энергетических и технологических коммуникаций на территории объекта;
— обеспечения защиты персонала объекта;
— физической стойкости основных зданий, сооружений и инженерно-технического комплекса объекта к поражающим факторам ЧС и современных средств поражения;
— обеспечения надежности управления производством;
— возможности возникновения вторичных поражающих факторов;
— наличия надежных производственных связей и состояния материально-технического снабжения;
— подготовки перевода объекта на аварийный режим работы и упрощенные для военного времени технологии;
— подготовки к восстановлению нарушенного производства.
Мероприятия по обеспечению устойчивости функционирования объекта предусматриваются на стадии проектирования объекта и включаются в состав проектно-сметной документации. Эти мероприятия разрабатываются согласно требованиям законодательства, руководящих и нормативных документов, в т. ч. СП 165.1325800.2014 «Свод правил. Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне. Актуализированная редакция СНиП 2.01.51-90», и ведомственных нормативных документов.
В соответствии с требованиями нормативно-правовых документов мероприятия по устойчивости функционирования городов, населенных пунктов и объектов предусматривают:
— рациональную застройку и размещение объектов экономики на территории субъектов РФ, города, а также размещение зданий и сооружений на территории объекта;
— обеспечение защиты населения и персонала объектов;
— повышение надежности работы коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем городов и объектов,
— исключение или ограничение возможности образования вторичных факторов поражения (пожаров, взрывов и т.д.);
— обеспечение надежности систем управления муниципальных образований и объектов,
— обеспечение надежных производственных связей и материально-технического снабжения;
— подготовку перевода коммунально-энергетических и инженерно-технологических систем городов и объектов экономики на аварийный режим работы и упрощенные технологии для военного времени
— подготовку к восстановлению застройки и коммунально-энергетических систем городов, а также нарушенного производства на объектах.
Все эти мероприятия должны быть предусмотрены в проектном решении на строительство, реконструкцию или расширение населенных пунктов и объектов.
Ответственность за выполнение мероприятий по устойчивости функционирования территорий и объектов несут соответствующие руководители.
По истечении определенного промежутка времени или в связи с каким-либо изменениями необходимо предусматривать проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования городов и объектов при ЧС мирного и военного времени.
Повышение устойчивости функционирования объекта (ПУФ) в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени – это комплекс организационных, инженерно-технических и специальных технологических мероприятий, осуществляемых на объекте с целью снижения риска возникновения ЧС, защиты персонала объекта, снижения ущерба от их возникновения, от применения противником средств поражения и террористических актов, а также восстановления нарушенного производства в сжатые сроки.
ПУФ объекта включает комплекс следующих мероприятий:
— организационные мероприятия, включающие планирование выполнения мероприятий по ПУФ объекта, разработку соответствующих нормативных документов;
— инженерно-технические мероприятия, включающие мероприятия по защите персонала объекта и населения в прилегающей к объекту застройке, инженерно-технического комплекса объекта, коммунально-энергетических и технологических сетей и сооружений;
— специальные технологические мероприятия, включающих мероприятия по подготовке объекта к работе при угрозе возникновения ЧС и его восстановления.
Основными путями ПУФ объекта являются:
1) заблаговременное проведение мероприятий по ПУФ объекта, т.е. при повседневной готовности объекта;
2) проведение мероприятий по ПУФ объекта при угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени;
3) подготовка объекта к восстановлению после ликвидации последствий ЧС.
Мероприятия по ПУФ объекта должны проводиться по следующим основным направлениям:
— рациональное размещение зданий, сооружений, коммуникаций на территории объекта;
— защита персонала объекта и населения в прилегающей застройке;
— защита инженерно-технического комплекса объекта от поражающих факторов ЧС, современных средств поражения и повышение их стойкости к их воздействиям;
— перевод объекта на современные безопасные технологии и внедрение систем контроля и управления производством;
— организация надежных производственных связей и материально-технического снабжения на объекте;
— подготовка объекта к переводу на аварийный режим работы;
— подготовка к восстановлению нарушенного производства;
— обеспечение технологической дисциплины, маскировки и охраны объекта.
Решение всего комплекса задач обеспечения устойчивости функционирования объекта осуществляется под руководством органов управления, которые создаются согласно требованиям Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В состав этих органов входят:
— координационный орган управления – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) объекта;
— постоянно действующий орган управления – структурное подразделение или работники, специально уполномоченные на решение задач по ГОЧС;
— орган повседневного управления – дежурно-диспетчерская служба (ДДС).
Все указанные органы управления и должностные лица назначаются приказом руководителя объекта. Их задачи, функции, полномочия, права и ответственность определяются локальными документами – приказами, положениями, должностными инструкциями и др.
На региональном и муниципальном уровнях действуют с комиссии по повышению устойчивости функционирования объектов экономики соответствующих территорий в мирное и военное время.
Для обеспечения целенаправленной деятельности по решению задач повышения устойчивости функционирования объекта в ЧС решением руководителя объекта создается комиссия по повышению устойчивости функционирования объекта (комиссия по ПУФ). В ряде случаев создается подкомиссия КЧС, занимающаяся проблемами устойчивости, или эти задачи возлагаются на одно из структурных подразделений объекта.
Комиссия по ПУФ объекта (подкомиссия КЧС) является постоянно действующим органом. Она создается приказом руководителя организации (учреждения, предприятия) из числа наиболее подготовленных и опытных специалистов и возглавляется главным инженером объекта (далее комиссия по ПУФ).
Комиссия по ПУФ объекта работает под общим руководством председателя КЧС в мирное время, а в военное время – руководителя ГО объекта.
Непосредственно возглавляет комиссию главный инженер объекта или должностное лицо ему соответствующее.
Основными задачами комиссии по ПУФ являются:
1. Организация разработки и планирования мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта.
2. Организация и проведение исследовательских работ по оценке уязвимости производства на объекте от ЧС мирного и военного времени.
3. Координация выполнения мероприятий по ПУФ на территории объекта.
4. Осуществление контроля за проведением мероприятий по ПУФ в структурных подразделениях объекта.
5. Организация подготовки руководящего состава и персонала объекта по вопросам ПУФ.
6. Организация и проведение учений и тренировок с персоналом по ПУФ на объекте.
Согласно требованиям Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» (ст. 9) организации в пределах своих полномочий проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в ЧС мирного и военного времени объекты должны осуществлять независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления обязаны содействовать устойчивому функционированию организаций в ЧС, осуществлять финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС. Этим же Законом РФ федеральным органам исполнительной власти предписано разрабатывать и осуществлять организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования подведомственным отраслям в ЧС. В свою очередь, организации обязаны планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС, а также финансировать эти мероприятия.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» одной из основных задач гражданской обороны является разработка, и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время. В соответствии с законом органы исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления должны проводить мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время. В свою очередь, организации (учреждения, предприятия) в соответствии со ст. 9 закона должны проводить мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Источник: журнал «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях» N 4/2019.