Анализ обращений граждан, поступивших в Серовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области, показал что за 6 месяцев 2025 года поступило и зарегистрировано 337 обращений, что на 45% больше аналогичного периода прошлого года (в 2024 году поступило 153 обращения). От социально незащищенных групп граждан и от коллективов (объединений) граждан поступило по 3 обращения.
Тематика обращений жителей г.Серова, Серовского, Гаринского, Новолялинского и Верхотурского районов представлена следующим образом:
На нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения поступило 41 обращение, из них 2 обращения переданы для рассмотрения в другие отделы Управления Роспотребнадзора для рассмотрения согласно территориальной подведомственности.
Наиболее распространенной темой таких обращений стали жалобы по поводу ненадлежащих условий проживания в жилых помещениях (антисанитарное состояние жилого помещения соседа, наличие большого количества насекомых, захламление затопление подвала, сброс отходов на территорию соседей), доля таких обращения составила 27%.
Обращения на некачественную питьевую воду и питьевое водоснабжение составили 22 % в структуре обращений, касающихся санэпидблагополучия населения (питьевая вода с примесями, запахом, отсутствие горячего водоснабжения).
Жалобы по поводу сбора, использования, обезвреживания, хранения отходов производства и потребления составили 19 % (ненадлежащее содержание площадки для сбора ТКО, нарушение расстояния от площадки для сбора ТКО до жилой застройки).
Так же поступали жалобы на ненадлежащую организацию питания населения, на ненадлежащие условия воспитания и обучения детей.
По прежнему, в структуре обращений заявителей наибольшее количество приходится на нарушения прав потребителей — 296 обращений, что составляет 88% от общего количества поступивших обращений.
Актуальными темами обращений в сфере прав потребителей остаются жалобы
— в сфере оказания услуг – 89% , в т.ч. услуг связи (необоснованный отказ оператора в переносе номера к другому оператору связи, ненадлежащее оказание почтовых услуг, навязывание дополнительных услуг); транспортных услуг (хамство, холодно в автобусе); медицинских услуг (отсутствие оплаты по ОМС, некачественное оказание стоматологических услуг); ЖКХ услуг (неправомерное начисление оплаты за ЖКХ услуги — домофон, отопление, ненадлежащее содержание бани);
— в сфере розничной торговли – 9 % (обвес, обсчет, отказ в возврате денежных средств за возвращенный товар ненадлежащего качества, товар не соответствует качеству, отказ в удовлетворении претензии по качеству товара, отсутствие возврата денежных средств ввиду сбоя работы терминала, отсутствие контрольных весов, введение в заблуждение потребителя при выборе товаров на сайте,
Тенденция увеличения поступления в территориальные органы Роспотребнадзора обращений по вопросам защиты прав потребителей продолжается, что свидетельствует, прежде всего, о нежелании хозяйствующих субъектов удовлетворить в добровольном порядке требования потребителей, которые чаще всего связаны со спорами имущественного характера, злоупотреблении правом в отношениях с потребителем, как заведомо более слабой и менее защищенной стороной в договоре.
При этом в целях снижения административной нагрузки на контролируемых лиц Роспотребнадзором продолжают проводится мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, а так же профилактические мероприятия в виде консультаций и профилактических визитов, объявление предостережения.
Порядок подачи жалобы, обращения регулируется Федеральным законом от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при этом хочется отметить, что интернет-обращения в форме электронного документа направляются в Роспотребнадзор путем заполнения специальной электронной формы, размещенной на официальном сайте Роспотребнадзора в разделе «Обращения граждан» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://petition.rospotrebnadzor.ru/ petition/.
По результатам рассмотрения граждан, даны разъяснения по существу поставленных вопросов в пределах установленной компетенции по 307 обращениям (90 % от общего количества рассмотренных обращений).
Направлено по подведомственности в иные органы 22 обращения (7%).
За первое полугодие 2025 года по результатам рассмотрения поступивших обращений по признакам или фактам выявленных правонарушений:
Для выбора оптимальной технологии защиты прав потребителя мы предлагаем обратиться:
— на официальный сайт Роспотребнадзора в раздел «Обращения граждан» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://petition.rospotrebnadzor.ru/ petition/.
— в Серовский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по телефону 8-34385-6-42-86. Почтовый адрес Серовского территориального отдела – 624992 г.Серов ул.Фрунзе,д.5.
— в консультационный пункт ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в г.Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах. Почтовый адрес Серовского филиала ФБУЗ – 624992 г.Серов ул.Фрунзе,д.5, телефон 8-34385-6-42-86.
Главный специалист-эксперт Серовского отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Краснова С.Н. 03.07.2025г.