Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие расфасовку и упаковку пищевых продуктов, обязаны соблюдать требования к маркировке и упаковке пищевых продуктов. Маркировка пищевой продукции – это информация о пищевой продукции, нанесенная в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений на потребительскую или транспортную упаковку. Основные требования к маркировке пищевой продукции указаны в ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: наименование пищевой продукции; состав пищевой продукции; количество пищевой продукции; дату изготовления пищевой продукции; срок годности пищевой продукции; условия хранения пищевой продукции; наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции; рекомендации или ограничения по использованию; показатели пищевой ценности пищевой продукции; сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов; единый знак обращения продукции на рынке государств — членов Таможенного союза. Маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном языке государства — члена Таможенного союза. В маркировке упакованной пищевой продукции могут быть указаны дополнительные сведения, в том числе сведения о документе, в соответствии с которым произведена и может быть идентифицирована пищевая продукция, придуманное название пищевой продукции, товарный знак и другие. Безалкогольные напитки, содержащие кофеин в количестве, достаточном для обеспечения тонизирующего эффекта на организм человека, должны маркироваться надписью «Не рекомендуется употребление детьми в возрасте до 18 лет, при беременности и кормлении грудью, а также лицами, страдающими повышенной нервной возбудимостью, бессонницей, артериальной гипертензией».
Маркировка продовольственных товаров цифровым кодом— это нанесение на товар или его упаковку уникального защищённого двухмерного кода, в котором зашифрована информация о продукте: кто, где, когда произвёл, состав, срок годности. Цель данной маркировки — вывести с рынка контрафактную продукцию и защитить потребителей от некачественной продукции. Вся информация о маркированном товаре фиксируется в государственной информационной системе «Честный ЗНАК». Маркировка пищевой продукции кодами DataMatrix необходима для регулирования оборота маркируемых товаров. Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 022/2011 устанавливает общие правила маркировки пищевой продукции в целях предупреждения действий, которые могут вводить в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации их права на достоверную информацию о пищевой продукции.
Ведущий специалист-эксперт территориального отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Солдатова И.С.