«Итоги работы с обращениями граждан за первое полугодие 2024 года»
За первое полугодие 2024г. в Серовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области поступило 153 обращения, что на 20% больше, чем в аналогичном периоде 2023 года (123 обращения).
На нарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения поступило 64 обращения, из них:
55 % — обращения по поводу сбора, использования, обезвреживания, хранения отходов
производства и потребления (несвоевременный вывоз ТКО и осуществление уборки
контейнерной площадки, ненадлежащее содержание площадки для сбора ТКО,
образование несанкционированной свалки, отсутствие крышек на контейнерах для
сбора ТКО)
25% — жалобы на условия проживания в жилых помещениях (микроклимат в жилом
помещении не соответствует требованиям СП, антисанитарное состояние жилого
помещения соседа, шум неясного происхождения, а так же от работы кафе, слив и
складирование отходов жизнедеятельности людей и домашних животных на соседний
участок, запах фекалий из-за сточной канавы, наличие большого количества
тараканов, кошек)
6% — жалобы на нарушения санитарных правил к качеству питьевой воды (вода грязная, с
запахом, низкая температура горячей воды)
Также поступали обращения на нарушение санитарных требований об условиях воспитания и обучения, к эксплуатации зданий, сооружений.
На нарушения прав потребителей принято 89 обращений, из них:
57 % – в сфере оказания различных услуг, из них
41 % – в сфере жилищно-коммунальных услуг (некачественное оказание управляющей
компанией ЖКХ услуг незаконное начисление платы за коммунальные услуги,
некачественное проведение ремонта крыши, ненадлежащее содержание
дворовой территории, протечка потолка, незаконный перерасчет оплаты за
электроэнергию)
12% — в сфере услуг связи (оператор связи не переводит на другого оператора связи по
необоснованным причинам, не выполняются условия договора по доступу в
сеть, отказ в отправке заказного письма и посылки АО «Почта России»)
Также поступали обращения на нарушения прав потребителей при оказании медицинских услуг, в сфере оказания некачественных услуг татуажа, услуг общественного питания.
38 % – в сфере розничной торговли (обвес, продажа табачных изделий без маркировки,
необоснованный перенос доставки товаров, отказ в принятии товара ненадлежащего
качества и надлежащего качества (не подошел по фасону), отказ в предоставлении
кассового чека, отказ в удовлетворении претензии по качеству товара, отсутствие ответа
на претензию)
Тенденция увеличения поступления в территориальные органы Роспотребнадзора обращений по вопросам защиты прав потребителей продолжается, что свидетельствует, прежде всего, о нежелании хозяйствующих субъектов удовлетворить в добровольном порядке требования потребителей, которые чаще всего связаны со спорами имущественного характера, злоупотреблении правом в отношениях с потребителем, как заведомо более слабой и менее защищенной стороной в договоре.
При этом в целях снижения административной нагрузки на контролируемых лиц Роспотребнадзором в первом полугодии 2024 года также, как и в 2023 году уже активно проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети Интернет и СМИ, анализ информации о деятельности либо действиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанность по предоставлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на такие лица в соответствии с федеральным законом.
Для целей информирования не только потребителей, но и бизнес-сообщества Роспотребнадзором создан и успешно функционирует государственный информационный ресурс в области защиты прав потребителей (далее – ГИС ЗПП, www.zpp.rospotrebnadzor.ru), который является источником осведомленности о действующих нормах потребительского права и его изменениях. В ГИС ЗПП размещена вся нормативная база по защите прав потребителей, включая международные и региональные правовые акты, а также информационные и аналитические материалы. Каждый посетитель сайта может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений.
По результатам рассмотрения граждан, даны разъяснения по существу поставленных вопросов в пределах установленной компетенции по 107 обращению (70 % от общего количества рассмотренных обращений).
Направлено по подведомственности в иные органы 45 обращений (29%).
В адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нарушающих требования санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей выдаются Предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований и Рекомендации по соблюдению обязательных требований.
За первое полугодие 2024 года по результатам рассмотрения поступивших обращений по фактам выявленных правонарушений:
Главный специалист-эксперт Серовского отдела
Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Краснова С.Н. 05.07.2024г.