Режим дня школьника – это грамотное распределение времени ребенка, которое включает в себя, учебные занятия в школе и дома, отдых с максимальным пребыванием на свежем воздухе, полноценное питание, сон и свободную деятельность по индивидуальному выбору. При рациональном распределении времени на все составляющие элементы режима дня, мы получаем активного школьника на протяжении всего периода бодрствования.
Весь режим дня строится на основе работы биологических часов. Утро школьника начинается с пробуждения, для того чтобы этот процесс прошел легче и приятнее можно сделать зарядку продолжительностью 10-15 минут. Получив заряд бодрости и энергии, не забываем позавтракать. Если ребенок обучается в 1 смену, то на домашний завтрак в среднем должно приходится до 10% энергетической ценности, так как полноценный завтрак, долей суточной потребности 20-25%, он должен получить в школе. Если занятия в школе начинаются со второй смены, то полноценным завтраком школьника необходимо обеспечить дома, так как обучающиеся во вторую смену обеспечиваются обедом, на который должно приходится 30-35% пищевых веществ и энергии от суточной калорийности. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 4-х часов. Для школьников рекомендуется 4 – 5 разовое питание. Следует придерживаться определённого времени для приёма пищи, так как беспорядочный прием пищи ведет к плохому аппетиту и нарушению работы желудочно-кишечного тракта.
После окончания уроков обязательно необходимо погулять на свежем воздухе. Для детей 1 года обучения может сохранится потребность в дневном сне продолжительностью 1,5-2,5 часа. Не стоит торопиться выполнять домашнее задание сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку и работоспособность его будет снижена. Санитарными правилами нормируется продолжительность выполнения домашнего задания: для 1 класса не более 1 часа; 2-3 классы не более 1,5 часа; 4-5 классы не более 2 часов; 6-8 классы не более 2,5 часов; 9-11 классы не более 3,5 часов. Начинать заниматься лучше с несложных предметов, постепенно переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут рекомендуется делать динамическую паузу.
Свободное время ребенок должен использовать по интересам. Это могут быть кружки и секции. Санитарными правилами нормируется недельный объем внеурочной деятельности для учащихся 1-11 класса, он должен составлять не более 10 часов в неделю. В свободное время стоит отдавать предпочтение активным играм и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок в день для детей до 7 лет должна быть не менее 3, для детей старшего возраста не менее 2 часов. Суммарный объем двигательной активности (сюда входит зарядка, занятия физкультурой, спортивные секции, активные игры) должен составлять не менее 1 часа в день.
Особое внимание в режиме дня уделяется соблюдению режима сна и бодрствования. Полноценный сон – залог здорового активного ребенка. Важно, чтобы ребенок ложился и вставал примерно в одно и тоже время. Чтобы отход ко сну был быстрым и предсказуемым, стоит придумать для этого ритуал, например, принять теплый душ. Санитарными правилами нормируется продолжительность ночного сна: для детей 4 — 7 лет не менее 11 часов; для детей 8-10 лет не менее 10 часов; для детей 11-14 лет не менее 9 часов; для детей 15 лет и старше не менее 8,5 часов. В период экзаменов и перед контрольными работами необходимо увеличить продолжительность сна. Недосып у детей может замедлить их рост, развитие и являться причиной различных заболеваний.
Правильный режим дня школьника – это основа крепкого здоровья, правильного развития, отличного настроения и хорошей успеваемости.
Заплатина В.И. Врач по общей гигиене
Серовского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Свердловской области»