Проблема повышения устойчивости функционирования экономики и ее отдельных объектов до недавнего времени рассматривались применительно к чрезвычайным ситуациям, характерным для военного времени.
Вместе с тем в современных условиях на первое место вышли проблемы предупреждения ЧС мирного времени, особенно техногенного характера, а также смягчения последствий стихийных бедствий и создания условий для быстрейшей ликвидации их последствий.
Пожары, взрывы, выбросы взрыво -, пожароопасных и токсичных продуктов, стихийные бедствия все чаще становятся источниками ЧС, причиной гибели и травматизма людей, оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду.
Поэтому в Законах Российской Федерации от 12.02.98г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.94г. № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» задачи повышения устойчивости функционирования (далее — ПУФ) экономики как в военное, так и мирное время, определены одними из наиболее важных.
Общее понятие об устойчивости функционирования объектов экономики
в чрезвычайных ситуациях
При рассмотрении вопросов устойчивости объекта различают два понятия: устойчивость объекта экономики и устойчивость функционирования объекта экономики (далее — ОЭ).
Под устойчивостью ОЭ понимают способность всего его комплекса, т.е. зданий, оборудования, складов, коммуникаций, транспорта противостоять разрушающему действию поражающих факторов в условиях ЧС.
Под устойчивостью функционирования ОЭ понимают способность его в ЧС выпускать продукцию в запланированном объеме и заданной номенклатуре (для непроизводственных объектов — выполнять свои функции в соответствии с предназначением), а в случае аварии (повреждения) восстанавливать производство в минимально короткие сроки.
Так как современный объект экономики представляет собой сложный инженерно-экономический комплекс, то его устойчивость будет напрямую зависеть от устойчивости составляющих элементов. К основным из них относятся:
— здания и сооружения производственных цехов;
— производственный персонал и защитные сооружения для укрытия рабочих и служащих;
— элементы системы обеспечения (сырье, топливо, комплектующие изделия, электроэнергия, газ, тепло и т.п.);
— элементы системы управления производством.
Несмотря на разнородность ОЭ можно выделить общие факторы, которые определяют устойчивостью функционирования ОЭ в условиях ЧС:
— надежность защиты персонала от всех поражающих факторов возможных источников ЧС, в т. ч. вторичных;
— способностью инженерно-технического комплекса (его строений, оборудования, коммунально-энергетических сетей) противостоять любым поражающим факторам;
— надежностью системы обеспечения ОЭ всем необходимым для производственной деятельности (сырьем, топливом, комплектующими);
— надежностью системы управления, оповещения и связи;
— возможностью восстановить производство после разрушающего воздействия поражающих факторов;
— наличие подготовленных аварийно-спасательных формирований ГО для проведения аварийно-спасательных и аварийно — восстановительных работ.
В военное время к этим факторам прибавляются и другие:
— удаленность объекта от крупных городов, по которым возможен удар современными средствами поражения;
— удаленность от радиационно и химически опасных объектов;
степень подготовленности сельскохозяйственных предприятий к защите животных, растений (запасы кормов, воды, механизация процессов производства, лекарственные препараты, средства обеззараживания т.п.);
— наличие перерабатывающих предприятий и тепличных хозяйств и т.д.
Перечисленные факторы определяют основные требования к устойчивому функционированию объекта экономики в условиях ЧС и пути ее повышения, которые изложены в Нормах проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (далее -ИТМ ГО), а также разработанных на их основе ведомственных нормативных документах, дополняющих и развивающих требования действующих норм применительно к данной отрасли.
Нормы проектирования ИТМ ГО, как документ, изданы отдельной частью строительных норм и правил СНиП 2.01.51–90 «Инженерно – технические мероприятия гражданской обороны». Их реализация должна осуществляться на этапах проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации ОЭ.
С точки зрения обеспечения безопасности рабочих и служащих, населения, проживающего вблизи объекта, важное место занимают мероприятия по исключению вторичных поражающих факторов. Поражение от вторичных факторов могут превзойти от основных поражающих факторов. Потенциальные источники вторичных поражающих факторов:
— объекты высокой пожаро- и взрывоопасности;
— объекты, использующие опасные химические и радиоактивные вещества;
— сооружения с перепадом уровней воды и др.
Вторичные факторы могут быть внутренними, когда их источником является разрушение самого объекта, и внешними, когда объект попадает в зону действия вторичных факторов, возникающих при разрушении других объектов.
Первоначально устойчивость закладывается еще на стадии проектирования здания, сооружения, промышленной установки, технологической линии. («Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» СНиП-11-01-95).
Однако с течением времени та устойчивость, которая была заложена в проект и воплощена при строительстве, начинает переставать соответствовать новым условиям. С течением времени здания, сооружения, оборудование стареют, к тому же изменяются технологии, осваивается выпуск другой продукции, а вероятный противник постоянно работает над созданием все более эффективных средств вооруженной борьбы. Поэтому возникает необходимость выявления слабых мест, которые появились в устойчивости с течением времени. Именно для этого и проводится исследование устойчивости. Делать это рекомендуется не реже одного раза в пять лет (Постановление СМ РСФСР № 249-13 от 7.05.81 г. «О проведении научно-исследовательских работ по повышению устойчивости функционирования»).
Главная цель исследований заключается в выявление слабых мест во всех системах и звеньях, определяющих живучесть ОЭ при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, и разработке мероприятий по повышению устойчивости функционирования.