Требования воздушного законодательства РФ при запуске беспилотного летательного аппарата

31 Янв 2018 - 07:56

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
Уральское МТУ Росавиации

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 06/187/1

Требования воздушного законодательства Российской Федерации при запуске беспилотного летательного аппарата 

В соответствии со статьей 52 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 №138:

«Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства».

Безопасное использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом обеспечиваются органами Единой системы организации воздушного движения посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений по обращению лиц, организующих запуск беспилотного летательного аппарата.

Запуск любого беспилотного летательного аппарата во всем воздушном пространстве Российской Федерации, вне зависимости от названия, типа, веса, страны изготовителя и назначения беспилотного летательного аппарата, без разрешения диспетчерских служб управления полетами представляет прямую угрозу безопасности полетов, особенно:

в районах аэродромов, где экипажи воздушных судов осуществляют взлеты и посадки;

в населенных пунктахместах массовых мероприятий и скопления людей.

В зависимости от последствий несанкционированного запуска беспилотного летательного аппарата наступает административная, либо уголовная ответственность.

Информацию о порядке запуска беспилотного летательного аппарата можно получить в Екатеринбургском зональном центре Единой системы организации воздушного движения по телефону: 8(343) 205-80-69 круглосуточно. Адрес электронной почты: zc@urovd.ru

Некоторые из происшедших в 2016 — 2017 годах случаев в Екатеринбургской зоне Единой системы организации воздушного движения создавали угрозу не только для безопасности полетов пилотируемых воздушных судов, но и для безопасности людей на земле.

Например:

04.05.2016 в районе г. Екатеринбурга при проведении тренировки воздушной части парада в честь празднования Дня Победы экипаж вертолета ведущего группы обнаружил опасное приближение к правому борту квадрокоптера, в связи с чем был вынужден выполнить маневр по уходу от столкновения. Беспилотный летательный аппарат пролетел ниже на расстоянии около 12 метров от вертолета.

20.08.2016, во время проведения праздничных мероприятий посвященных Дню города сотрудниками полиции был пресечен незаконный полет беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера) в районе проспекта Ленина, 27, «Площадь 1905 года» города Екатеринбурга.

02.12.2016 персоналом «Свердловэнерго» устранялись последствия столкновения квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне ЛЭП 110 КВт в городе Екатеринбурге 29.11.2016.

06.01.2017 в СМИ города Челябинска (74ru) появился видеоролик с кадрами города Челябинска в новогоднюю ночь. Несанкционированная съемка осуществлялась с использованием беспилотного летательного аппарата, типа квадрокоптер, создавая угрозу жизни и здоровья людей.

16.05.2017 экипаж воздушного судна ATR-72 рейса УТА105, осуществлявшего процедуру снижения на предпосадочной прямой в аэропорту Екатеринбург (Кольцово) наблюдал полет беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера) на высоте 100 метров, который представлял прямую угрозу безопасности полета воздушного судна с пассажирами на борту.

12.06.2017 в районе перекрестка улиц 8-е Марта и Большакова города Екатеринбурга офицерами войск Национальной Гвардии Российской Федерации был пресечен несанкционированный полет беспилотного летательного аппарата (квадрокоптера), представлявшего угрозу безопасности и здоровья людей.

Допускаемые частными лицами нарушения можно связывать с тем, что они не владеют всей информацией о правилах использования воздушного пространства и факторах опасности, связанных с запуском беспилотных летательных аппаратов.

В приложении к настоящей информации содержится краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО по безопасности полетов беспилотных летательных систем (БВС).

С целью информирования частных владельцев об опасных факторах, связанных с запусками БВС, и профилактики нарушений Росавиация поддерживает взаимодействие с клубами авиамодельного спорта, объединениями и ассоциациями, деятельность которых связана с беспилотными авиационными системами.

Одной из наиболее крупных российских общественных организаций в этой области является «Ассоциация эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем» (официальный сайт в сети Интернет http://aerbas.ru/).

Руководителям организаций гражданской авиации представляется целесообразным учитывать широкий спектр возможностей указанной ассоциации для пропаганды безопасной эксплуатации БВС, в том числе совместной работы в целях:

оперативного распространения среди пользователей воздушного пространства правил, норм, требований и рекомендаций, касающихся сферы применения БВС и повышения правовой культуры эксплуатантов БВС;

накопления опыта эксплуатации (использования) и формирования статистической базы авиационных происшествий и инцидентов с БВС;

разработки и апробирования методик расследования, учета и анализа причин авиационных происшествий и инцидентов с БВС.

Краткая информация о требованиях российского законодательства в части использования воздушного пространства, а также рекомендации ИКАО относительно безопасности полетов БВС

 1. Требования российского воздушного законодательства.

В данном разделе приводится лишь краткая информация о требованиях воздушного законодательства в отношении полетов беспилотных воздушных судов (далее — БВС). За получением полных сведений о правилах использования воздушного пространства, правилах полетов и подготовки к ним и других требованиях по обеспечению безопасности полетов следует обращаться к соответствующим нормативным правовым актам Российской Федерации.

Полеты БВС отнесены к деятельности по использованию воздушного пространства Российской Федерации.

Физическое или юридическое лицо, планирующее осуществлять запуски БВС, согласно пункту 2 статьи 11 Воздушного кодекса Российской Федерации должно быть наделено правом на осуществление такой деятельности, а также знать и выполнять правила и процедуры, установленные воздушным законодательством Российской Федерации                   в сфере использования воздушного пространства.

Порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, в том числе БВС, установлен Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138 (далее — ФП ИВП).

ФП ИВП для выполнения полетов БВС установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства независимо от класса воздушного пространства в котором выполняется полет БВС.

Разрешительный порядок использования воздушного пространства подразумевает направление в оперативные органы (центры) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (далее — ЕС ОрВД) представленного плана полета воздушного судна, а также получение разрешения центра ЕС ОрВД на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства БВС осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Направление представленного плана полета воздушного судна (БВС) в центры ЕС ОрВД осуществляется пользователем воздушного пространства в соответствии с Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 24.01.2013 № 13 (далее — Табель сообщений).

Пунктом 9 Табеля сообщений предусмотрена возможность представления планов полетов в центры ЕС ОрВД по телефону/факсу.

Согласно пункту 49 ФП ИВП полеты БВС над населенными пунктами выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения соответствующего органа местного самоуправления, а в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — разрешения соответствующих органов исполнительной власти указанных городов.

2. Рекомендации ИКАО по вопросам выполнения полетов БВС.

Ниже приводится краткое изложение информации о стандартах и рекомендуемой практике Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в связи с новой задачей обеспечения безопасности использования БВС.

В Глобальном плане обеспечения безопасности полетов (документ ИКАО № 10004) отмечается, что стандарты в отношении БВС находятся в процессе разработки.

В настоящее время деятельность ИКАО направлена на разработку стандартов и рекомендуемой практики, связанных с летной годностью, производством полетов, сертификацией эксплуатантов, выдачей пилотских свидетельств, организацией воздушного движения, безопасностью полетов, авиационной безопасностью и окружающей средой.

Выпуск положений по выдаче свидетельств ожидается в 2018 году, остальных положений — начиная с 2020 года.

На официальном сайте ИКАО в сети Интернет создан специальный раздел, посвященный БВС, в котором необходимо обратить внимание на следующие рекомендации по безопасности полетов:

1. Необходимо всегда держать БВС в пределах его визуальной видимости.

2. Убедитесь, что район запуска БВС свободен для полетов.

3. Проверяйте исправность своего БВС перед каждым полетом. Планируйте полет заранее и учитесь у других.

4. Внимательно изучайте требования и инструкции производителя БВС.

5. Необходимо всегда держаться на большом расстоянии (исключать полеты) в районах аэродромов, вертодромов, посадочных площадок.

6. Как только Вы запускаете БВС, Вы становитесь внешним пилотом. Следовательно, Вы несете ответственность за предотвращение опасных сближений и безопасность полетов.

7. Для выполнения коммерческих перевозок или работ требуется получение специального разрешения авиационных властей.

8. Запрещается:

выполнять полеты, включая любые виды маневрирования, которые могут создавать опасности для других;

летать над людьми, сооружениями или транспортными средствами;

приближаться ближе, чем на 50 метров к людям, сооружениями или транспортными средствами;

летать на высотах выше 150 метров над уровнем земли;

приближаться к выполняющим полет самолетам и вертолетам.